Трифонова Екатерина Вячеславовна:
"Самого главного глазами не увидишь" – говорил герой Сент-Экзюпери. Это и об игре тоже. Потому что это движение в смысловом поле. И традиционный взгляд на то, что происходит на видео, рождает непонимание: ну ходят себе и ходят, где тут игра-то? А в процессе хождения, диалогов, сначала непонятных действий перед внимательным зрителем рождается город, где есть магазин, спортзал, школа, мэр города… При этом владелец магазина вечером становится учеником школы, так же легко меняет свои роли и школьный учитель…
В течение 10 минут экранного времени через диалоги, обсуждения, споры, минимальное моделирование пространства дети неспешно воссоздавали структуру взрослого мира, так, как они ее понимали. Уточняли, обсуждали, спорили, погружались, жили… Характерная черта – никто не смотрит, как другие выполняют свои роли (а именно этим отличается организованная игра), дети сразу объединились в смысловые подгруппы, и каждая выполняла свои задачи, по необходимости объединяясь и снова расходясь с другими подгруппами; у каждого была своя идея, своя задача, которая органично вплеталась в живую ткань игры. Это не спектакль, это жизнь. Характерна реплика ребенка, увидевшего съемку: «Не надо еще! Мы готовимся!» - да, так и совершается восхождение по ступенькам игры: не по команде «начали играть!», а «готовимся-готовимся» и вдруг обнаруживаем себя уже погруженными в действие! И здесь профессионализм педагога в понимании, что очень важно не торопить события, не настраивать детей на некий мифический результат, а именно погрузиться в процесс «размышления над окружающей действительностью»» (С.Л.Новоселова).
Детская игра имеет определенную логику развития от более простых форм к более сложным. Простые формы «видно невооруженным глазом». И на них педагоги нередко «застревают» и задерживают детей, не давая двигаться дальше. А более сложные формы представляют собой как раз то, что А.Г.Асмолов называл «Моделированием миров», когда ребенок внутри игры воссоздает сложные социальные отношения, пытаясь через их воссоздание постичь их смысл. Это не традиционная игра в магазин и парикмахерскую с воссозданием внешних действий, это уже та самая высшая форма игры, которую у современных детей наблюдать практически не удается. Поэтому честно скажу, что сначала не поверила глазам, когда увидела ТАКУЮ игру, потому что это – уникальнейший материал! Сразу предупрежу, педагогов, ориентированных на движение в визуальном поле, у которых может появиться идея воссоздать нечто подобное, потому что это кажется простым. Да, чисто внешне такое не сложно организовать («вы будете мэрией, вы - администрацией»), только искусственно воссоздать детскую мысль внутри такой игры невозможно. И ее дефицит ощущается буквально кожей при наблюдении за такими постановками. Потому что это не воссоздаваемо, это может только родиться здесь и сейчас у играющих (а это заслуга педагога!), думающих и постигающих жизнь (а это заслуга всех взрослых, окружающих их!) детей. И для этого уже не нужны ни оформленные уголки, ни какие-то специальные пространства или предметы, ни элементы костюмов – действие уже переходит во внутренний план и реализуется большей частью вербально (о переходе игры в вебральную форму писала Е.Е.Кравцова).
Огромная благодарность Светлане Александровне за то, что смогла зафиксировать и показать такую игру всем нам!
О значимости педагога внутри этой деятельности говорит то, что уже на этапе обсуждения дети сами приглашают его в свою игру. Жителем. Ну, кто-то же должен жить в этом городе… Потому что этим детям уже не нужно руководство – управлять этим городом и этой жизнью будут они сами! Нащупывая и со знанием дела занимая свое место в игре и в жизни